Подделка гагата: Эбонит
Описание минерала ГагатВ 1846 г. Чарлз Гудьер запатентовал в Америке технологический процесс, заключавшийся в смешении каучука с 30% серы с последующим нагреванием продукта до 115°С. В результате был получен твердый материал, названный вулканитом или эбонитом. В 1856 г. Томас Ханкок запатентовал аналогичный процесс в Англии. Гудьера интересовало главным образом производство эбонитовых покрышек, но его материал оказался весьма удачным заменителем гагата. Только что полученный эбонит довольно легок, обладает черным цветом и, если его отполировать, приобретает блеск, очень близкий к блеску природного гагата.
Особенно важным оказалось то, что продукт можно формовать при умеренном нагревании. Таким образом, как и в случае с черным стеклом, изготовив однажды форму под какое-либо украшение из эбонита, его можно было быстро и дешево тиражировать в тысячах экземпляров. Из эбонита особенно хорошо получались броши, подвески и цепочки. Как и стекло, эбонит редко применяли в декоративных целях, но в отличие от стекла он не использовался для украшения одежды. Бусы из эбонита также не отличались особой выразительностью.
Вскоре эбонит уже успешно конкурировал на рынке с гагатом. Ныне было бы любопытно найти образцы одного и того же изделия, выполненные из эбонита и гагата. Легкость эбонита и его великолепный черный цвет, несомненно, вводили в заблуждение викторианцев, так как изделия из него и сегодня попадают к торговцам антиквариатом. До сих пор в Уитби рассказывают истории о том, как наиболее бессовестные ремесленники или их агенты приезжали в Уитби, покупали одну или две великолепные резные броши или подвески из гагата и за несколько недель наводняли рынок их дешевыми копиями.
Естественно, для гагатового промысла в Уитби конкуренция с эбонитом - материалом, созданным самим человеком, оказалась весьма трудным делом. В XIX веке еще не существовало Акта товарных наименований, поэтому многие викторианские леди, носившие гагатовые украшения и считавшие их таковыми, в действительности владели украшениями из эбонита. В наши дни многие люди довольно безапеляционно заявляют, что такое-то, к примеру, черное ожерелье непременно изготовлено из гагата, «поскольку оно принадлежало моей бабушке», хотя на самом деле оно сделано из черного стекла или эбонита. Странно, что мы считаем пластмассы изобретением XX века.
По сведениям, опубликованным в «Словаре Келли», в Англии в 1880 г. с эбонитом работало 16 мастеров. Хотя только что полученный эбонит очень похож по внешнему виду на гагат, у него есть один серьезный недостаток: под лучами солнечного света он утрачивает свой цвет. В результате окисления цвет эбонита изменяется от черного, через коричневый, до цвета хаки, а затем до грязно-желтого. Однако если предохранять эбонит от воздействия солнечных лучей, его цвет остается фактически и сегодня таким же, как 100 лет назад.
Подобно гагату, эбонит образует при истирании коричневый порошок и оставляет такую же черту на фарфоровой пластинке. Эти свойства делают эбонит очень похожим на гагат, так что их бывает весьма трудно отличить друг от друга. Говорят, что при трении эбонита обо что-нибудь ощущается слабый запах серы. Действительно, если эбонит поместить в воздухонепроницаемый полиэтиленовый пакет на несколько дней, а затем резко открыть его, можно сразу ощутить этот характерный запах.
Эбонит не обладает раковистым изломом, поэтому даже незначительные его проявления, обнаруживаемые нередко в изделиях из гагата, помогают отличить последний от эбонита. Излом у эбонита грубый, но, поскольку он плотнее гагата, на изделиях из него обычно обнаруживается мало повреждений. По той же причине со временем в эбоните не образуется трещин. Отсутствие следов износа на старых изделиях - хорошее свидетельство их эбонитовой природы.
Украшения из эбонита производятся в настоящее время в количествах, достаточных для удовлетворения спроса на них широкого круга коллекционеров. Из-за возможности бесконечного тиражирования некоторые эскизы постоянно воспроизводятся в эбонитовых изделиях. Следует заметить, что викторианский материал и некоторые изделия из него, как, например, броши с рукой, отличаются большим разнообразием и привлекательностью.
Цепочки из эбонита зачастую трудно идентифицировать, но, по сути дела, в этом и нет нужды, так как есть один «технологический» отличительный признак. Цепочки из гагата изготовляют из чередующихся сплошных и состоящих из двух половинок колечек. Затем их скрепляют и склеивают вместе. Поскольку эбонит термопластический материал, колечко следует разрезать лишь в одном месте, раздвинуть его слегка, вставить в следующее колечко и соединить концы. Таким образом, чтобы отличить гагатовую цепочку от эбонитовой, необходимо убедиться в том, сколько соединений имеет цепочка: одно или два.
Эбонитовые медальоны неизменно украшались изнутри каким-либо рисунком, тогда как для гагатовых медальонов это было нехарактерно. Как правило, декоративный мотив передней части медальона (будь то камея с изображением головы или букет цветов) представлял собой отдельный фрагмент, который прикреплялся к медальону. Заколки к эбонитовым брошам обычно крепились двумя винтами, тогда как к гагатовым брошам они приклеивались. Эбонитовые браслеты иногда выполнялись из широкого куска гибкой пластмассы, к которому привинчивали отдельный центральный фрагмент.
Другие браслеты по аналогии с гагатовыми изготавливали из сегментов. Поскольку пластмасса при охлаждении дает слабую усадку, поверхность сегментов часто делали вогнутой. Подобные осмотры позволяют отличать эбонитовые украшения, не прибегая к специальным исследованиям.
В американских книгах о старинных украшениях довольно часто описываются предметы из гуттаперчи. Она представляет собой натуральную пластмассу, получаемую из млечного сока гуттаперчевого дерева Dichopsis gutta. Хотя гуттаперча очень похожа на резину, она не способна к вулканизации при нагревании с серой. Тем не менее из гуттаперчи изготовляли украшения. Из нее делали также рамки для картин и спичечные коробки.
Впрочем, до наших дней дошло немного подобных изделий. Гуттаперча - материал непрочный, поэтому весьма вероятно, что те украшения, которые описаны как гуттаперчевые, на самом деле изготовлены из эбонита. В XX веке эбонит в значительной степени был вытеснен новым пластмассовым материалом - бакелитом.
Лучшие образцы минерала
Посмотреть все фотографии Гагат. Шар
Еще статьи по теме:
- Гагат известен с глубокой древности Гагат - это ископаемый каменный уголь из группы бурых углей
- Имитации гагата Идентификация гагата, как правило, не представляет большой сложности. От большинства ювелирных камней черного цвета (мориона, меланита, шерла, обсидиана и даже стекла) он отличается низкой твердостью и плотностью, смолистым блеском
- Кеннельский уголь Кеннельский уголь (кеннель) служит заменителем гагата
- Подделка гагата: Введение Даже относящиеся к раннему периоду каменного века находки произведений искусства указывают на то, что и тогда вместо гагата использовались менее ценные материалы
- Подделка гагата: Кимериджский сланец Поделки из этого вида сырья распространялись главным образом на юге Англии, хотя несколько таких изделий было найдено в расположенных севернее римских городах
- Подделка гагата: Лигнит Термином `лигнит` обозначают углеподобные образования промежуточного ряда от торфа до битуминозного угля
- Подделка гагата: Антрацит Ныне наибольшей распространенностью пользуются высеченные из него небольшие по размеру сувенирные Библии
- Подделка гагата: Рог Рог не обладает таким глубоким глянцевым черным цветом, как гагат, но его часто путают с эбонитом. Если рог окрасить в черный цвет, он удачно имитирует гагат
- Подделка гагата: Болотный дуб Болотный дуб представлял собой почти черную твердую полуокаменелую древесину, которую извлекали из торфяных болот Ирландии
- Подделка гагата: `Французский гагат` (черное стекло) Новую моду на черные украшения не могли удовлетворить отечественные ресурсы гагата, поэтому подобные украшения стали изготовлять из черного стекла
- Подделка гагата: Бакелит К счастью, на большинстве украшений из бакелита (за исключением бус) на оборотной стороне проштамповано: «Патент», что исключает необходимость их исследования
- Подделка гагата: Эпоксидная смола Один или два музея обладают великолепными копиями гагатовых изделий, сделанными из этой пластмассы
- Подделка гагата: Другие материалы Есть другие материалы черного цвета, которые можно принять за гагат и из которых можно делать подделки гагата...
- Подделка гагата: Идентификация гагата Стандартные геммологические испытания обычно неприменимы для идентификации гагата...
- Как следует искать гагат Легче и безопаснее искать гагат на берегу, особенно в тех местах, где наблюдается высокий прилив, или среди прибрежных скал в небольших запрудах...
- Обработка гагата Благодаря низкой твердости гагат обрабатывается без особого труда, но из-за хрупкости он требует осторожного обращения
- Разновидности гагата Различают две разновидности гагата, но впадают при этом в заблуждение, называя их соответственно твердым и мягким гагатом...
- Где раньше добывали гагат В прошлом не всегда удавалось отличить истинный гагат от его ближайших аналогов, поэтому сведения о нахождении этого `минерала` в различных местах не могут считаться надежными
- Происхождение названия `гагат` и его иные названия Древние греки и римляне получали гагат из местечка Гагес, давшего одновременно название городу и реке в Ликии
- Теории происхождения гагата В настоящее время общепризнано, что гагаты представляют собой окаменелые древесные остатки, однако на протяжении всего XIX века велись жаркие споры относительно их происхождения
- Гагатизация Способ образования гагата описан в 1933 г. в классической работе Хемингуэя...
- Геология английского гагата Поисковые признаки гагата: `обеденные столы для русалок` и окаменелости
- Добыча гагата Старые выработки ныне в основном заброшены, но их можно посетить в сопровождении опытного гида, если получить на это разрешение землевладельца
- Использование гагата в доисторическое время. Каменный век Изучение стоянок человека позволило понять, как из гагата в те времена создавались искусные украшения
- Использование гагата в древности. Римский период Изучение искусства Британии при римлянах показало, что все находки отражают стилизованную манеру обработки гагата и некоторый примитивизм исполнения, которые явно наводят на мысль о местных мастерах
- Использование гагата в древности. Викинги В изделиях этого периода поражает обилие змей, которые, вероятно, использовались как амулеты
- Гагат во времена средневековья В период между эпохой викингов и XIX веком гагат, по-видимому, использовали главным образом в качестве церковных украшений
- Гагатовый промысел в Уитби Уитби - небольшой живописный курорт на северо-восточном побережье Англии
- Гагатовый промысел в Уитби: Зарождение промысла Все началось на рубеже XIX века, и местная история Уитби связывает их с прибытием в город некоего отставного морского офицера
- Гагатовый промысел в Уитби: Известные мастера по обработке гагата Многие мастера приобрели широкую известность, особенно члены семьи Бингента...
- Связь гагата с трауром Каждое общество имело свои обычаи, но, вероятно, ни у кого они не были так строги и сложны, как у англичан-викторианцев...
- Гагатовый промысел в Уитби: Викторианская мода Для викторианского времени были весьма характерны большие семьи и высокая детская смертность...
- Гагатовый промысел в Уитби: Обучение ремеслу На подготовку квалифицированного мастера по огранке бус из гагата на токарном станке уходило 5 лет
- Изготовление украшений из гагата в викторианскую эпоху До недавнего времени лишь по нескольким старинным фотографиям можно было представить себе облик такой мастерской в викторианскую эпоху
- Процесс изготовления изделий В мастерской распределением гагата-сырца между работающими занимался старший мастер. Это была очень важная и ответственная работа
- Упадок гагатового промысла Первыми ощутили удары судьбы независимые мастера. Крупные предприниматели сумели продержаться какое-то время, сократив число рабочих мест