О сертифицированных бриллиантах

Описание минерала Алмаз

Сертифицированные бриллианты появились на российском рынке 7 сентября 1997 года. В этот день Герман Кузнецов, в то время руководитель Гохрана России, провел конференцию, на которой продемонстрировал собравшимся первый сертифицированный в России бриллиант, упакованный в пластик. Держа бриллиант в одной руке, а сертификат на него в другой, Герман Кузнецов объявил, что в нашей стране наконец-то положен конец политике национализации ценностей, проводимой коммунистами с 1918 года. До этого момента гражданин нашей страны не имел права купить или продать бриллиант, а также производить с ним какие – либо другие действия – все это было противозаконно. Но начиная с указанного дня и по настоящее время сертификация бриллианта – законный способ ввести его в общегражданский оборот. С точки зрения потребителей, большой революции не произошло, т.к. бриллианты и до этого момента были доступны им для покупки как составная часть ювелирных украшений. Большинство потребителей либо не знали, что можно делать с неоправленным драгоценным камнем, либо были не осведомлены, что его приобретение законно. К тому же продавцы ювелирных магазинов, в которые поступили сертифицированные камни, не получили никакой дополнительной подготовки в области демонстрации камней и помощи покупателям по их подбору. Первые продавцы бриллиантов в России, добавив к себестоимости камней наценки/надбавки/налоги/издержки получили розничные цены, сравнимые с ценой камней в изделиях. Поэтому ажиотажа на рынке бриллиантов не возникло, ограночные предприятия продолжали производить бриллианты на экспорт, и число фирм – дилеров по бриллиантом можно было пересчитать по пальцам.

Первыми преимущества сертифицированных бриллиантов оценили изготовители ювелирных украшений, причем не массовых, а скорее индивидуальных. Дело в том, что в сертификате указываются характеристики камня, а на рынке часто встречаются ситуации, когда человек без соответствующей подготовки не в состоянии самостоятельно оценить некоторые характеристики, например, цвет и чистоту. Этим пользуются и некоторые нечестные торговцы, которые предлагают на продажу бриллианты, завышая их характеристики. А поскольку бриллиант часто проходит через несколько рук, то с каждым разом растет вероятность того, что характеристики будут завышены. Ювелир, который обычно также не умеет определять цвет и чистоту камней, оказывается заложником этой ситуации: он может предложить клиенту камень с необъективно определенными характеристиками, по существу продав товар с качеством, не соответствующем заявленному. При этом ювелиры, обслуживающие свою наработанную клиентуру,  держатся за своих клиентов и по этой причине используют сертифицированные бриллианты. Поэтому такие ювелиры стали первыми покупателями сертифицированных бриллиантов, а затем за неоправленными бриллиантами начали обращаться и другие категории покупателей, в том числе и конечные потребители.

Второе преимущество сертификата заключено в объективности тех оценок для данного бриллианта, которые в нем указаны. Если прийти в отечественный ювелирный магазин, продающий украшения с бриллиантами, и задать вопрос, есть ли в магазине бриллианты с сертификатами, то зачастую продавцы дают такой ответ: «сертификаты приняты в других странах, у нас у каждого изделия обязательно должен быть ярлычок, в котором все про камень указано». Действительно, ярлычки присутствуют, и в определенной степени их содержание напоминает содержание сертификата на камень. Но в чем состоит главное отличие сертификата и ярлычка?   Главное отличие сертификата в том, что он выписан независимой лабораторией, сотрудники которой не заинтересованы ни завысить, ни занизить характеристики камня. Ярлычок выписывается сотрудниками магазина, которые обычно берут характеристики из договоров поставки ювелирных изделий. Ювелиры, которые изготовляют изделия и оправляют в них бриллианты, в свою очередь не определяют характеристики камней, а запрашивают их у дилера, дилер – у огранщика и т.д. Поэтому в ювелирном магазине часто и не знают, кто оценил те бриллианты, которые они продают, и насколько объективно. На практике потребителю трудно доказать, что ему продали товар ненадлежащего качества, т.к. для экспертизы камни нужно выкреплять, а потом трудно доказать, что это – те же самые бриллианты, которые были куплены в этом магазине.

Развитие рынка сертифицированных бриллиантов в России натолкнулось на один подводный камень: многие клиенты ищут только бриллианты с высшими характеристиками по цвету и чистоте, т.е. спрос сконцентрирован в диапазоне от 1/1 до 3/3. Такие камни в природе очень редки, и если оценивать цвет и чистоту честно, достать такие камни очень трудно. Эксперты постоянно сталкиваются со случаями, когда заявленные 3/3 оказываются на практике 5/6. Менталитет покупателя таков, что он готов брать камень 3/3, но не готов 5/6, хотя разницу в цвете и чистоте невооруженным глазом не видно. Поэтому создается впечатление, что среди предлагаемых камней без сертификатов больше камней с высокими характеристиками, а на самом деле это просто реакция продавцов на запросы покупателей.  За рубежом, где шкалы цвета и чистоты бриллиантов не нумерические, а буквенные, таких проблем не возникает, и камни  H/SI1 пользуются заслуженным спросом у потребителей, хотя в России этот же камень будет оценен как 6/6 и в таком виде характеристики отпугнут многих потенциальных покупателей. Хотя рекомендации экспертов сводятся к тому, что цвет бриллианта 6-ой группы цвета не различим в бриллианте в изделии, а включения 6ой группы чистоты видны только при увеличении и  не ухудшают внешний вид бриллианта.

В последние несколько лет наблюдается оживление спроса на сертифицированные бриллианты. Это выражается в ежегодном росте количества сертифицированных камней, количества дилеров, предлагающих сертифицированные бриллианты, количество обращений в ювелирные магазины покупателей, спрашивающих сертификаты и количество огранщиков, которые несмотря на общее сохранение ориентации на эксперт большинства производимых ими бриллиантов готовы прислушиваться к спросу со стороны внутреннего рынка.

Потребителям нужно знать, что сертификаты – это в первую очередь мера защиты их прав, а также защиты добросовестных торговцев от недобросовестных конкурентов. Среди разных документов, которые сопровождают такой товар как бриллиант (гарантия производителя, ярлычок магазина, экспертное заключение, сертификат) потребителям нужно запрашивать в первую очередь независимые документы, т.е. такие, которые выданы не производителем и не продавцом, а независимыми экспертами - геммологами или лабораториями. Реальность рынка такова, что на развитых потребительских рынках, например, в США, существуют настолько отработанные механизмы защиты прав потребителя, что продавцы сертифицируют камни по двум причинам: чтобы завоевать доверие потребителя и чтобы избежать судебных преследований, которые возникнут, если продавец сам определит качество бриллианта и это качество окажется завышенным. Хотя сертификация и является добровольным делом, но на развитых рынках она уже стала обязательной, если речь идет о достаточно ценных камнях, например, крупнее 0,5 карата или даже мельче, в случае, если бриллианты имею высокие качественные характеристики. В нашей стране можно сертифицировать камни любых размеров вплоть до самых маленьких поскольку сертификат имеет и юридическую силу: неоправленный бриллиант без сертификата не может быть проданам гражданам (физическим лицам).

Лучшие образцы минерала

Еще статьи по теме: