Художественное травление, золочение, родирование и другие химические техники декора поверхности ювелирных изделий
В ювелирном деле используется множество техник декорирования поверхности украшений, применяемых на финальной стадии их изготовления. С помощью этих техник улучшают внешний вид ювелирных изделий, придают им нужные эффекты (блеск, цвет, фактуру и так далее), а также усиливают «носкость».
В целом, технологии художественной конечной обработки изделий можно подразделить на методы «механического» воздействия (тиснение на металле, гравирование по металлу и тому подобное), и «химические» - нанесение различных покрытий или наоборот, удаление части слоя существующего покрытия. Об одной из таких техник – чернение металлов – можно прочитать в нашей отдельной статье. А сейчас мы поговорим о других химических методах декора – которые, как станет ясно ниже, в промышленных масштабах видоизменились до «гальванических».
Художественное травление ювелирных изделий из металлов
Химическое травление (англ. etching)- это эффектная старинная техника украшения металлов. По сути это сумма приёмов для «управляемого удаления поверхностного слоя материала с заготовки, под действием специально подбираемых химических реактивов» (как «учит» сеть и «Википедия»). Оружейники средневековья - самые первые «травители». Они лихо «бросили перчатку» (кольчужную) в лицо ювелирам. Травлением оружейники заменили один из трудоемких процессов - ручную гравировку - не понизив при этом планку качества.
Травлением наносят рельефный или углубленный орнамент, текст или сюжет на любом металле. Сегодня травление проводят как химическим, так и гальваническим способом. Гальванический проще: раствор электролита не выделяет вредных газов, в отличие от химического способа. Да и чёткость рисунка при гальваническом травлении выше. Хотя, возможно, когда процесс не ядовитый, не дрожат и руки мастера. Но в средние века (до Менделеева и при отсутствии большинства современных реагентов) травление было весьма трудоемким делом. В те времена, как правило, металлы травили кислотами типа уксусной, винного уксуса, и дело двигалось крайне медленно.
Как отличить ювелирное изделие, подвергшееся травлению?
В ювелирных изделиях протравленные участки ноздреваты с виду и шероховаты на ощупь. Травлением наносят фактуру фона, узоры, символы и даже тексты. Это стойкий вид декора поверхности металлов: травление нельзя сколоть, как эмаль, или стереть, как плёнку оксида серебра.
Примеры травления рисунков и орнамента на серебряных изделиях:
Золочение ювелирных изделий
Золочение металлов в старину мастера проводили холодным, горячим способом (на огне) и в жидком состоянии. Древнейшей техникой является холодное золочение, при котором серебряную или бронзовую основу обивали тонким золотым листом.
Золочение на огне - аттическая техника (применявшаяся в эпоху античности). Ртуть и золото наносились на изделие тонким слоем и обжигались. Ртуть испарялась, и золото прочно соединялось с основой. «Падёж специалистов» постепенно привёл к мысли, что ртутные испарения небезопасны.
Гальванизация – современный метод нанесения покрытий на металлы
Теперь об относительно современном, гальваническом способе декора металлов и сплавов, открытом в 1865 году. Гальванизация - это нанесение одного металла на другой в гальванической ванне, при помощи осаждения его из водных растворов солей - под действием электрического тока, или без него.
Пресловутые серебрение и золочение - отработанные гальванические методы. Проводят серебрение и золочение в бесцианистых ваннах, перед тем покрывая изделия слоем меди.
Позолоченное украшение «против» полновесного золотого: какое выбрать?
Рассудим трезво: что менее гибельно для бюджета, объёмный золотой браслет или серебро в позолоте? Налицо и богатство цвета (сочетание золотой гальваники с серебром основы, иногда с чернью), и вполне посильные затраты в отличие от «космических» цен в случае цельнолитого браслета из золота.
Что до серебрения, то оно, должно быть, выручает производителей украшений в этно-стиле – и «косплеит» бижутерию (кстати, как и латунирование с меднением). Серебрение также помогает «распушить хвост» экономной хозяйке, сервирующей чай эффектными, но не критически ценными ложечками.
Меднение, никелирование, хромирование ювелирных изделий
Меднение в гальванике применяют редко, обычно в виде подслоя для никелирования, хромирования, серебрения и золочения (для лучшего сцепления покрытия с изделием). Латунь может служить подслоем вместо меди, но используется и как самостоятельное покрытие. Наблюдая металло-бижутерию коричневых, оливковых, красноватых оттенков можно «подозревать» медную или латунную гальванику. Это сборная бижутерия, так как россыпные элементы гальванизируют «оптом».
Куда чаще применяют никелирование – в результате которого у изделия наблюдается прочная защита и достойный вид. Крепче всего никелирование держится на меди или латуни. На стали осажденный никель держится плохо, поэтому применяют многослойные покрытия, то есть поверхность стального изделия сначала омедняется, а затем полируется и никелируется. Никелевые покрытия очень декоративны – это покрытие дает серебряный цвет с теплым желтоватым оттенком. Производители столовых приборов уверены, что, продавая никелированные или посеребрённые ножи и вилки, продают «достойные традиции».
Хромирование: стойкий и красивый, но сложный (очень плохая рассеивающая способность электролита, то есть плохо покрывает углубление) вид гальваники. Он даёт холодный голубовато-сероватый оттенок. Применяется он, как правило, в технике.
Родирование ювелирных изделий и покрытие рутением
Родирование (англ. rhodium plated) и рутение (англ. ruthenium plated) -самое последнее слово в гальванике.
Родий и рутений входят в платиновую группу металлов. Родий – это металл серебристо-серого цвета, его поверхность имеет очень высокую отражательную (более 80% для видимой части спектра) способность. Родий довольно долго сохраняет блеск. В силу высокой твердости он изнашивается медленнее платины и золота. Главное, чтобы слой покрытия был достаточно плотным. Родиевое покрытие бывает белое, чёрное и цветное. Платина и серебро, покрытые белым родием, чрезвычайно эффектны –светятся, точно лампа дневного света.
Примеры родированных украшений:
Рутений чаще выступает как лигатура в ювелирных сплавах, в том числе в бижутерных (например, чешский бренд Яблонекс некогда заявлял об особом качестве ювелирных сплавов с добавлением рутения). Рутений придаёт изделию блеск и необычный графитовый оттенок (словно незавершённое воронение). В украшениях с рутениевым покрытием есть нечто инфернальное.
Примеры украшений покрытых рутением:
Считается, что рутение и родирование «сохраняют изделие как новенькое». Однако, многие ювелиры (в отличие от продавцов) воспринимают этот тезис скептически. С одной стороны, рутением часто покрывают мужские украшения, а сильный пол любит «брать на слабо», пуская изделие во все тяжкие. С другой, производитель , «оптимизируя процесс», норовит превратить слой родия или другого покрытия микро в «ультра-микро» - то есть, чисто символический. С украшениями из платины, пожалуй, так не поступают, но с серебром – возможно, и весьма… Поэтому не стоит удивляться, если ваше родированное свадебное колечко из белого золота уже через год после свадьбы вдруг стало желтоватым, перестав сочетаться с вашими любимыми серебряными кольцами на других пальцах.
Оксидирование серебра и других металлов
Всё чаще ювелиры применяют технику оксидирования - покрытия изделия оксидной плёнкой (по словам Википедии, «создание оксидной плёнки на поверхности изделия в результате окислительно-восстановительной реакции»). Оксидированное украшение по внешнему виду напоминает чернёное, чем иногда пользуются продавцы, не спешащие «разочаровывать» покупателей. О том, как отличить чернение от оксидирования, мы уже писали в статье о чернении ювелирных изделий.
Долго ли будет радовать покрытие золотом, серебром, родием и другими металлами?
Толщина наращенного слоя металла зависит от назначения изделия. Мысль «рациональных» производителей о том, что «браслетик - не околоземная аппаратура» приводит к экономии и преждевременно «облезшим» украшениям. Однако, покрытые этими супер прочными металлами детали в космических микросхемах мирно трудятся на орбите (при удачном запуске), не подвергаясь воздействию бытовой химии, косметики и едкого пота. А украшения, оплаченные, кстати, немалыми деньгами, владельцы активно эксплуатируют в самых разных условиях. То есть, колье и цепочки на шее входят в химическую реакцию с вашей кожей, особенно в жаркую погоду. В колечке вы можете случайно искупаться или помыть посуду. И тому подобное.
Поэтому сообщаем, что, например, повторное родирование без проблем проводят в ряде ювелирных мастерских.
Ювелирные техники - виды :: Чернь на серебре - одна из техник химической обработки металлов | Техника гравирования по металлу. Художественная чеканка и тиснение на металле :: Ювелирные изделия с эмалью :: Техника горячей и холодной эмали :: Техника перегородчатой эмали :: Грузинская перегородчатая эмаль :: Ростовская финифть :: Техника филиграни (скани)