Ювелирные украшения с эмалью: как их получают?

Хотите быть обладателем уникального ювелирного изделия - покупайте украшение с цветной эмалью. Ведь даже при относительно «массовом» производстве украшения покрытые эмалью - это скорее ручная работа. На выходе изделия всегда немного отличаются друг от друга, поэтому точно такого же не будет ни у кого.

На профессиональном языке эмалирование - это нанесение легкоплавкого стекла на поверхность металла (подробнее о технологии горячей и холодной эмалей). Цветными эмалями покрывают и ювелирные украшения, выполненные на металлической основе. Эмали различаются составом и способом нанесения на поверхность. Перегородчатая, сканная, выемчатая (обронная) - это разные способы достижения одной цели: закрепления горячей эмали на металле. Название каждого способа раскрывает суть и говорит само за себя.

Цветная эмаль на украшениях: способы нанесения

Перегородчатая эмальклуазоне») названа «в честь» золотых или серебряных перегородок. Их напаивают на поверхность ювелирного изделия (золотого или серебряного) по намеченному орнаменту. Именно в этих ячейках и плавился при температуре 600-800 градусов эмалевый порошок, превращаясь в стекло. Этот вид эмалирования имеет разновидность на основе ювелирной техники «скань» (филигрань), где вместо перегородок-металлических ленточек – припаянная к поверхности украшения филигранная нить.

    

В орнаменте с выемчатой эмалью («шамплеве») резцом «вынимают» металл, заполняя углубления эмалевым составом. Техника выемчатой эмали - самая древняя, и самая простая по производству.

   

Техника расписной эмали (или финифть) представляет собой роспись цветной эмалью. Никаких перегородок или выемок в этой технике нет. Эмаль наносится на изделие слоями и обжигается до тех пор, пока не будет завершен запланированный ювелирным дизайнером сюжет. Именно в технике расписной эмали работает знаменитый австрийский бренд Frey Wille, хотя по термину «финифть» более известны изделия Ростовского финифтяного промысла.

       

По составу, ювелирные украшения с эмалями бывают прозрачными, полупрозрачными и, на ювелирном жаргоне «глухими» (непрозрачными).

Ювелирные изделия с эмалью по способу закрепления эмалей

Цветные эмали на украшениях делятся на горячие и холодные.

Горячие эмали для ювелирных украшений

Горячая эмаль безусловный фаворит. Её использовали ещё в старину. В чем заключается техника горячей эмали? В специальных муфельных печах ювелирное изделие нагревают до 600-800 градусов. Эмаль прочно припекается к металлу. Украшение охлаждают, очищают и полируют. И сегодня наличие именно горячей эмали в декоре украшения поднимает ювелирное изделие в высший разряд  (взгляните только на цены изделий ювелирного завода 3R).

Женщины любят украшения с эмалью. Из эмалевых промыслов у нас известна ростовская финифть, - так называемая живописная (горячая) эмаль. На востоке изготовляют украшения минакари – пёстрая перегородчатая эмаль, щедро пересыпанная камнями и жемчугом.

Холодные эмали для ювелирных изделий

Холодная эмаль - по сути стеклопластик. Она бывает двухкомпонентная, теплоотверждаемая и светоотверждаемая.

Двухкомпонентная холодная эмаль смешивается в нужной пропорции и заливается на изделие. Все просто как маникюрном салоне. Теплоотверждаемая холодная эмаль схожа с горячей, но плавится она всего при 160 градусах. Любая домохозяйка у себя на кухне перекуёт оковы на браслеты. Правда, эта эмаль не допускает полировки - остаются матовые следы. Недостаток теплоотверждаемой эмали - малая прочность. При большом желании проминается ногтем .

Светоотверждаемая холодная эмаль схожа по свойствам со световыми зубными пломбами. Нанесённый на поверхность состав облучают ультрафиолетовой лампой, из-за чего эмаль твердеет. По твердости эта эмаль нечто среднее между горячей и холодной теплоотверждаемой эмалями. Именно такими эмалями  реставрируют сколы. Подробнее о технике холодной эмали.

Ювелирные изделия с эмалью: рекомендации покупателям

В сущности, эмаль – это стекло. Ее полируют, чистят, она химически довольно стойкая. Однако, сколы – это неизбежность при активном ношении украшений с горячей или холодной эмалью. Ювелир может «запломбировать» скол, если украшение вам памятно и дорого. Носить эмаль на ювелирном изделии (особенно подвергаются риску кольца!) следует аккуратно, не стуча руками по столу, не роняя изделия на твёрдые поверхности (что бывает, когда украшение вам великовато или застёжка неисправна). Теперь понятна тяга арабов к мягким и пышным коврам.

Какой эмалью покрыты украшения?

Несколько слов о том, как отличить украшение с более дорогостоящей горячей эмалью от холодной.

Эмаль на изделии можно аккуратно пробовать ногтем на сопротивление: холодная – продавливается. Кроме того, холодную эмаль (160-градусную, теплоотверждаемую) нельзя полировать, поэтому поверхность эмалевых участков может сохранять неровности после обжига.

И в целом часто уровень украшения можно оценить «на глаз». Аккуратно выполненное больше к себе располагает. Если перегородки аккуратны и блестят, ячейки заполнены ровно и тоже блестят, ноготь эмаль не продавливает - то скорее всего перед вами украшение с качественно сделанной горячей эмалью. Горячую эмаль также иногда можно определить по наличию прозрачного финишного эмалевого покрытия.

Технологии производства ювелирных изделий :: Горячая и холодная эмали - технология покрытия :: Ювелирные эмали в разные эпохи - историческая справка :: Виды ювелирных техник :: Горячая эмаль - исторический обзор :: Холодная эмаль своими руками. Ювелирные эмали в домашних условиях :: Перегородчатая эмаль Грузия :: Финифть - украшения. Ростовская эмаль :: Чернёное серебро. Чернение серебра в домашних условиях :: Художественное травление металлов. Родирование ювелирных изделий, и другие покрытия | Ювелирные изделия - филигрань. Украшения скань