Ростовская финифть – украшения и другие изделия с традицией
Во многих домах с советских времен хранятся знаменитые украшения из финифти – например массивные серьги с ярко-синими цветами на сливочно-белом фоне.. Возможно, на стенке висят даже небольшие финифтяные миниатюры с природой или городскими видами, подаренные кем-то очень давно. Все эти изделия были произведены в городе Ростов-Великий Ярославской области – том самом, где по стенам Кремля бегал «Иван Васильевич, менявший профессию».
Ростовская финифть – один из известных и ценимых брендов, наравне с жостовскими подносами, гжелью и (если сравнивать с украшениями) – бижутерией Яблонекс. Начинавшееся как артель, изготовление ювелирных изделий из финифти переросло в довольно массовое производство на «Фабрике Ростовская финифть» - сохранив при этом звание «народного художественного промысла». Причём прямо сейчас этот промысел переживает второе рождение – переосмысливается общий подход и вид изделий, вырастают принципиально новые дизайнерские направления. Получится ли у руководства предприятия превратить изделия из финифти в модный бренд, сохранив при этом традиции – покажет время.
Из истории финифти - русской эмалевой живописи
Уже в XVII в. мастера Оружейной палаты и Сольвычегодска создавали росписи на эмали. Чаши, флаконы, шкатулки украшали крупные орнаментальные вставки с вьющимися побегами и гирляндами тюльпанов, васильков, подсолнухов. Роспись называли «усольской».
А в Ростове в 1760 году при архиерейском доме создали финифтяную мастерскую (финифть - это древнерусское название эмали, произошедшее от греческого финифтис, что означает блестящий).
В миниатюрах евангелий, напрестольных и наперсных крестов, потиров и митр, созданных в ростовской финифтяной мастерской, был виден явный след стиля барокко. Однако уже в первой половине XIX века в промысел приходит классицизм. Появляются гравюры, по которым создают эма¬ли с видами города. Финиф¬тяной портрет стал отдельным жанром. До 80-х годов XIX века промысел процветал.
Техника финифтяной росписи по эмали
Эмалевая роспись – дорогой и трудоёмкий процесс. Перед грунтовкой предмет (например медную пластину) обжигают, протравливают и сушат. На грунт наносят несколько слоев белой эмали. После каждого слоя и дальнейшего обжига поверхность шлифуют, и предмет ещё раз обжигают. Эмалируют и «изнанку» пластины, чтобы она не деформировалась. После эскизной разметки пишут красками на эфирных маслах; чем больше цветов, тем больше прорисовок, обжигов, шлифовок. На финише иногда кладут слой фондона (защитный слой бесцветной эмали).
Финифть практически вечно сохраняет чистоту, блеск и прозрачность цвета. Миниатюре не страшны свет, пыль, холод и влага, но эмаль следует беречь от сколов.
Говорят, что «при Советах» финифть «перегорела» - из-за агит-мотивов и «поточности производства». Это не так.
Безупречный конный портрет Ворошилова - чистый классицизм, гармония флористики, пейзажа и портрета. Заметим, тоталитаризм и крепостничество близнецы-братья, и финифтянщики поневоле выполняли «спецзаказы» партии с наивысшим напряжением сил.
Портрет Юрия Гагарина - уже совершенно иной образ абсолютно другого времени. Это портрет космонавта в круге, в фиалково-стальных тонах. Сюрреалистическая, «вихревая» композиция раскрывает этапы ухода от притяжения Земли (средневековые «крылья» - парашют -спутники -ракета -корабль). Лицо героя читается, как лик; и словно херувим, простер свои «крылья» над Гагариным безвестный испытатель. Это не агитация, это одержимость - согласитесь, вовсе иной уровень воздействия.
Украшения из финифти. Что в шкатулке?
В сознании большинства финифть – это самобытные и яркие женские украшения. Темы композиций ростовской эмали - флористика, пейзаж, а с недавних пор - и абстракция. Яркие авангардные росписи по эмали – финифть в виде геометрических фигур вместо традиционных цветов – в этом и заключаются эксперименты дизайнеров. Руководство фабрики пробует новые направления, и старается выйти на современную аудиторию покупателей, а заодно – и в более дорогую ценовую категорию.
Украшения из финифти выпускают в медно-посеребрённой (светлой и чернёной) и серебряной оправе. Серьги и кулоны с традиционными мотивами (цветы, пейзажи) изготовляются в скани, а новые «авангардные» - в полированном серебре. Форма вставок в ювелирных изделиях самая разная: от овальных, круглых, треугольных и квадратных до каплевидных, вытянуто асимметричных, фасолево-подобных и сердцевидных.
Финифть -роспись по эмали с традиционными мотивами
Изучать вставки украшений из финифти лучше всего на примере колец и перстней (скань не отвлекает внимание). Если внимательно рассмотреть коллекцию фабрики, то представленные изделия можно условно разделить на классические, национальные и фантазийные. Модели в лаконичной чернёной оправе, с синими цветами на белом фоне выглядят аристократично (пример - гарнитур «Лилу»). Напротив, гарнитур «Несмеяна» (нежно-пёстрый цветочный мотив в «кокошнике» светлой скани) - пример национального изящества.
Гарнитур из финифти «Лилу» в классическом стиле
Гарнитур из финифти «Несмеяна» в традиционном русском стиле
Фантазийные изделия - это бабочки, птички и мишки Тэдди в разделе «броши».
Изделия из финифти в авангардном стиле
В текущей коллекции представлены и изделия, расписанные в стиле модерна и супрематизма (хотя есть и флористика). Оправа полированного серебра лаконична и зачастую несёт лишь функциональную нагрузку. Но в моделях, например, «иней» и «сумерки», «ирисы» и «камешки», словом, в коллекции «Калейдоскоп»- оправа самоценна и безупречна по стилю.
Рассмотреть коллекции финифтиевой росписи по эмали можно на официальном сайте ростовской фабрики, либо на сайтах-представителях.
Без преувеличения, это финифть 21века, достойное продолжение прежних традиций.
Технологии изготовления ювелирных изделий :: Виды ювелирных техник :: орячие эмали - технология :: Техника перегородчатой эмали :: Грузинская перегородчатая эмаль :: Ювелирные украшения с эмалью :: Эмалирование украшений - исторический обзор :: Серебро - чернение :: Филигрань - что это такое? Техника филиграни