Чернение серебра: изысканно и долговечно

Чернь (не путать с очернительством) - древний приём украшения самых разных золотых и серебряных предметов путём придания им чёрного цвета. После применения этой техники фактура поверхности предмета становится контрастней и богаче, будь то рисунок орнамента, или детали рельефа. Правда, применяют ее и для сокрытия мелких дефектов, например соединительных швов.

Серебро с чернением – это классика жанра для украшений под старину, или с «традиционными» мотивами. Вкратце, суть чернения (англ. blackening, blackened silver) такова: «чёрный» сплав серебра, меди, свинца и серы вплавляют в основной металл. Сплав для чернения вплавляют в углубления (0,3 мм), нанесённые на выбор - гравировкой, чеканкой, травлением изделия или выдалбливанием. Под нагревом происходит химическая реакция между серебром и вплавляемой смесью. В результате кроме новых декоративных свойств, черненое изделие получает и практические: оно не тускнеет и не требует особого ухода. Палитра черни широка - от серебристо-серых до чёрно-бархатных тонов.

Чернь очень красива и на высокопробном золоте, и на серебре. На меди, низкопробном серебре, латуни чернь крошится и отпадает. Однако вывести качественный, «не слетающий» состав черни для золота крайне сложно, поэтому чернь на этом благородном металле редка. В обычной практике с древних времен чаще всего используется чернение серебра – изысканно и долговечно. Ну а если всё-таки вам хочется золота? Защитив специальным лаком участки с уже готовой чернью, можно вызолотить серебро - чем не выход!

Техники чернения серебра

Пожалуй, приём чернения металлов схож с техникой выемчатой эмали. Но, в отличие от покупных эмалевых составов, черневой нужно готовить самостоятельно (и сразу же наносить и обжигать).

Фабричная гальванизация - будни современной технологии, но не так уж и давно способы чернения серебра были иные. Упомянем три:

  • так называемый германский
  • дореволюционно-российский и
  • современный московский

В «германском» рецепте в медно-серебряный сплав медленно вливают свинец, хорошо перемешивая. Тройной сплав при постоянном помешивании выливают в нагретый серный порошок, размешивая для хорошего взаимодействия частей. Затем смесь выливают в воду. Застывшие куски черни тонко растирают в фарфоровой ступке в нужной дозе, - только свежую влажную черневую массу можно наносить на изделие.

Согласно «русскому» рецепту, тройной сплав не выливают в серный порошок, а порциями добавляют серу в сплав, выливая после готовую чернь не в воду, а на чугунную сковороду. Этот твёрдый «блин» дробят на куски и вновь переплавляют с добавлением серы и флюса. И так до трех раз, если нужна чернь экстра-класса. Готовую чернь толкут в ступках и просеивают через мелкое сито.

Третий - авторский рецепт профессора А. Г. Спасского (Московский институт цветных металлов); готовят отдельно сернистое серебро, сернистую медь и сернистый свинец и сплавляют их вместе в нужных пропорциях. За тем строго определённым образом плавят и остужают.

Чернение ювелирных изделий: способы нанесения черни

Наносят чернь как сухим, так и мокрым способом. При сухом - поверхность смачивают необходимым раствором и наносят порошок черни тончайшего помола. Осторожно просушивают, обжигают в муфеле (300-400° С). При мокром способе состав накладывают в виде сметанообразной кашицы, разведенной водой. Смесь кисточкой или шпателем густо и плотно наносят в углубления. Ждут испарения воды. После, при накаливании в муфеле, чернь размягчается, расплавляется, затекает в рисунок и покрывает предмет. Это знак вынимать предмет из печки. Небольшие украшения можно расплавлять паяльным пистолетом. Приток тепла концентрируют на основном металле, и нагревать его лучше с обратной стороны. Когда масса расплавляется, нагрев завершают.

Теперь изделие «подчищают» шабровкой или опиливанием напильником («выснимка») до появления рисунка. Главное - не захватить и не спилить сам орнамент. Затем изделие шлифуют и полируют, проявляя весь рисунок. Часто фон предмета дополнительно гравируют или канфарят (канфарение - нанесение точек, штрихов или насечек на поверхность металла).

Понятие о процессе поможет критически взглянуть на товар в магазине. Например вас может насторожить неровность фона - бугры и пятнышки на черни. Или, наоборот, брызги черни на светлых участках; словом, небрежность, универсальный «порок» )).

Чернение серебра в домашних условиях

Есть множество упрощённых, даже домашних способов (на случай, когда зачернить нужно не вазу или блюдо, а цепочку и кольцо). Интернет радует пестротой рецептов, от варёных яиц (этот способ не вредит вставкам в изделии) до серной аптечной мази (тщательно промазать, высушить горячим феном до текучего состояния, по достижении чёрно-фиолетового цвета промыть и просушить), или фиксажа для закрепления фотографий. Советуют применять и йод (тогда и фен не нужен: промажь йодом, оставь на йодовой пропитке и после высыхания полируй). Есть и видеосюжеты. Отдельной ветвью змеится форум ювелиров, тексты которых похожи на инструкции отравителей. К слову сказать, приготовление черни (на языке профессии –«серной печени») дело крайне зловонное и вредное.

«Северная чернь» из Великого Устюга и дагестанские «Кубачи» -флагманы чернения серебра

Производство классического чернёного серебра представлено у нас двумя «магнатами»:

  • брендом Кубачи
  • ЗАО Великоустюгский завод Северная чернь

Устюжан, как правило, отличает мягкость рисунка, он будто кистевой, весьма натуралистичный; характерен растительный мотив. Браслеты «На удачу», «Вера, Надежда, Любовь» - исключения; несут геометрические и символические орнаменты.

Примеры украшений из чернёного серебра завода «Северная чернь»:

       
Кубачинцы, напротив, склонны к геометрии, энергично работают резцом; их гравировка чёткая и глубокая. Чернение с канфарением - частый фоновый приём.

Примеры работ с чернением ювелирного предприятия «Кубачи»:

        

И северяне, и кавказцы представляют как цельные (в виде широких и узких обручей), так и сборные (в виде нескольких фигурных узорчатых пластин) браслеты, серьги, кольца и броши. И там и тут предлагают чернёные украшения в позолоте. Оба бренда отдают дань как традиционному, так и свободному арт-стилю. Ценовая политика так же в целом сходна.

Современная чернь на серебре: разные стили и техники

Украшения с чернением можно приобрести и в обычных ювелирных сетях. Главное, при этом выяснить, точно ли ювелирное предприятие, изделие которого вы примеряете, применяет именно эту технику. Например, чернят серебро, получая довольно оригинальные модели, Белгородская «Юмила» и Петербургский «Яспис»:

        

Отдельной темы заслуживают израильские украшения в этническом стиле - мастера Израиля часто используют чернение, тиснение и другие техники «с историей», делая свои изделия похожими на найденные на раскопках. В России (по крайней мере в крупных городах) сейчас достаточно легко найти изделия из этой страны - например бренд Deno (по сути объединяющий разные израильские бренды) или бренд Tamir Zuman.

Точно ли это чернение?

Чернёное серебро вовсе не бедный родственник в ювелирном семействе. В цене за грамм оно ощутимо дороже серебра обычного. Но разыскать чернь среди оксидированного серебра (многочисленного, но куда менее «стойкого» родича черни) можно, разве, пригрозив продавцу серебряной пулей. Оксидирование по сути является оксидной плёнкой, защищающей металл от потускнения и придающей «красивые» свойства. Чернь, которая «сошла» с украшения, видимо, и была оксидированием.

Для сравнения: слева украшение с оксидированием, справа с чернением

      

«Согнать» чернение до какой-то степени можно, если только вы кипятили чернёное серебро в растворе соды, что хозяйки часто практикуют со столовыми приборами. Кстати, один из щадящих способов очистки ювелирного изделия - залить его в рюмке шампунем и на пару суток забыть о нём. Перфекционисты могут использовать «фейри».

Как носить изделия из черненого серебра?

Выбирая вдумчиво, можно украсить себя на славу: смуглянке - светлое серебро с тёмным рисунком, «белой королеве» - серебряно-льдистый узор на чернёном фоне.

И в «эльфийском», и в «офисном», и в кэжуэл стиле такие украшения могут «работать на отлично». К тому же чернь не боится сколов. Но если украшение вам дорого, то лучше обращаться с ним осторожно.

Ювелирные техники - виды :: Ювелирные изделия с эмалью :: Техника горячей и холодной эмали :: Техника перегородчатой эмали :: Грузинская перегородчатая эмаль :: Ростовская финифть :: Художественное травление металла. Родирование серебра. Покрытие рутением. Золочение ювелирных изделий :: Художественная чеканка по металлу. Гравирование по металлу. Тиснение на металле :: Техника филиграни (скани)