Среди множества ювелирных металлов зеленое золото выделяется своим особенным чарующим изяществом. Украшения и произведения искусства люди делают уже не одно столетие, и всегда они стремились увековечить один раз созданною неповторимою красоту. Поэтому творцы-ювелиры обращаются в первую очередь к таким благородным металлам.

Степень химической инертности определяет благородство металлов. Они в обычных условиях практически не вступают в реакции с кислородом, кислотами и щелочами.  Наиболее распространенным ювелирным материалом является золото, но оно в чистом виде является мягким и не прочным, легко царапается, гнется и теряет свою форму от механических воздействий. На ест и более твердые материалы – это серебро и медь.

Древние ювелиры догадались сплавлять их с золотом и получили исходный материал для своей работы, который как нельзя лучше подходит для увековечения искусства – прочный, химически инертный и красивый.      

Разновидности цветного золота

Первыми цветными ювелирными металлоидами (сплавами золота с другими металлами) были:

  • Красное (и других оттенков данного цвета) золото (сплав с медью в различных пропорциях с его значительным преобладанием).
  • Электрум, или же зеленоватое золото (сплав его с серебром в пропорциях 2:1).

Ювелирные изделия с этих металлоидов известны с начала I тысячелетия до н. э. В частности, знаменитая скифская пектораль изготовлена в основном с розового золота с включениями электрума.

Во второй половине XIX столетия с открытием химиками всех металлов периодической таблицы Д. И. Менделеева и развитием металлургических технологий по легированию металлов, ювелиры тоже начали экспериментировать с золотом. И в скором времени получили богатую гамму цветных металлоидов золота:

  • Оливковое - сплав с калием.
  • Фиолетовое – сплав с алюминием.
  • Темно-зеленое – сплав с рубидием.
  • Голубое – сплав с индием.
  • Белое – сплав с платиной или палладием.

В искусстве создания ювелирных металлоидов все металлы, которые добавляются в золото, получили название лигатуры. В ХХ веке начали комбинировать добавки и научились получать исходный ювелирный материал заданного цветового оттенка. Наибольшее распространение получило белое золото, которое очень близко имитирует намного более дорогую платину, которая древним не была известна.

Большинство сплавов на основе золота хрупкие и не пластичные. Но они имеют экзотичную и необычную красоту насыщенного цвета. Поэтому их применяют, как вставки, которые придают изделию дополнительное богатство и изящество.

Ювелирные цветные металлоиды в основном, за редким исключением, являются золотом 750 пробы. В этих материалах удачно сочетаются химическая инертность и пластичность благородного металла с прочностью и цветовой насыщенностью лигатуры.

В филигранных работах высококлассных мастеров, которые часто вводят в свои произведения привлекательные флористические мотивы, неизменно используются вставки с зеленого золота. Такие изделия имеют очень высокую цену, как из-за редкости и сложности работы, так и из-за стоимости исходных ювелирных материалов.

Современное состояние ювелирного искусства

Нынешние мастера получили в свое распоряжение широкий спектр цветных ювелирных металлоидов для выражения своих творческих замыслов. И естественно то, что их привлекают зеленый и синий цвета и их оттенки, которые являются самыми приемлемыми для физиологии человеческого глаза.

Именно, следуя за их пожеланиями, в 70-е годы прошлого столетия был получен металлоид золота 755 пробы с насыщенным зеленным окрасом. В его состав кроме золота входят серебро, кадмий и красная медь в разных пропорциях. Все четыре начальных металла имеют разные температуры плавления, поэтому, для получения однородного материала, сплавление происходит в несколько этапов. Этот дорогой металлоид используют для обрамления самых драгоценных камней – рубинов и алмазов.       

Создание сплавов на основе благородных металлов с легировкой их химически активными металлами отличается от получения тех же легированных сталей или сплавов на основе алюминия. Химически активная лигатура не вступает в электронные связи с атомами золота, потому металлоиды интересных зеленных цветов и оттенков чаще всего получаются слишком хрупкими. На сегодняшний день известно 4 сплава золота, кроме классического электрума, которые имеют зеленные оттенки:

  • Мягкое зеленое золото – сплав с 25% серебра.
  • Светло-зеленоватое золото – сплав с 23% меди и 2% кадмия.
  • Чисто зеленое золото – сплав с 20% серебра и 5% меди.
  • Золото с глубоко насыщенным зеленым цветом – сплав с 15% серебра, 6% меди и 4% кадмия.

Кольца и изделия из зеленого золота 750 пробы теперешние ювелиры как раз и делают с названых 4 видов металлидов. Цинк, калий и другие щелочные и земельно-щелочные  металлы в качестве лигатуры золота дают хорошие цветовые оттенки, но они, кроме хрупкости, еще могут раздражать кожу. Поэтому с них в той же Европе даже запрещено делать ювелирные изделия.

Определение стоимости ювелирных изделий

В этом отношении ювелирные изделия не отличаются от других обычных товаров. Их стоимость определяется ценой исходных материалов + цена труда ювелира, который вложен в конкретное изделие, + влияние моды на спрос. Если же какое-либо украшение с драгоценного металла является произведением искусства или историческим наследием, то его стоимость определяется не по рыночным принципам, потому что такими вещами торгуют на специальных аукционах, а не в магазинах.

На зеленое золото цена выше, чем на другое цветное золото, но это может быть временным явлением, пока присутствует эффект новизны и необычности. Сейчас ведутся работы по получении металлоида пурпурного цвета. А это цвет королей и царей. В случае успеха, естественно, что многие захотят иметь ювелирное изделие с благородного металла такого цвета.

К стоимости самого золота в изделии следует добавлять и цену металла лигатуры. Наиболее дорогим является палладий (химический элемент с платиновой группы периодической таблицы). Его в сплавах бывает до 14%. Потом следует серебро, медь, никель и другие, менее дорогие, материалы. Платину называть лигатурой не пристало.

Значительно повышает стоимость ювелирного изделие его оригинальность и неповторимость. В наше время промышленного производства часто даже произведения искусства становятся массовыми. На ювелирных заводах дизайнеры и художники создают проекты изделий, а ювелиры потом эти проекты воплощают в реальность в сотнях и тысячах экземпляров. Для удешевления производства некоторые повторяющиеся детали будущих украшений даже ставятся на поток. Зато на таких заводах четко стандартизировано содержание благородных и неблагородных металлов в ювелирных сплавах. Сейчас стандартизировано 10 металлоидов цветного золота 750 пробы.

Зеленое золото что это?

На данный вопрос имеется четкий ответ – это сплав 75% золота с другими металлами, которые придают ювелирному металлоиду оттенки зеленного цвета. Таких сплавов в принципе в природе может быть великое множество. Но в ювелирном искусстве используется только четыре, потому что ювелирный металлоид золота должен соответствовать следующим требованиям:

  • Быть химически инертным и не вступать в реакцию с воздушным кислородом и другими агрессивными веществами.
  • Быть пластичным и выдерживать кручение, растягивание и другие действия, которые создают внутренние напряжения в структуре.
  • Быть достаточно твердым, чтобы держать отполированные грани.
  • Не вызывать аллергических реакций от соприкосновений с кожей человека.

Например, рубидий, щелочной металл, который, вступая в реакцию с кислородом, вспыхивает даже на воздухе, в сплаве с золотом даже в не больших частях окрашивает металлоид в красивый насыщенно зеленый цвет. Но он слишком хрупкий для того, чтобы из него делать кольца и другие украшения. К тому же он может вызывать раздражение при соприкосновении с человеческой кожей, на поверхности которой всегда находятся кислотные и щелочные соединения.

Неплохой лигатурой является никель, который тоже придает золоту в сплаве зеленоватые оттенки и высокую прочность. Его металлоиды хорошо полируются и держат грани. Но в 2 – 3 % людей он может вызывать аллергические реакции.   

Смотрите также