Среди всех известных видов такого драгоценного металла как золото, наиболее необычно голубое золото. Его еще называют «синим золотом». Цвет его может в разных изделиях меняться от светло-голубого, через холодно-голубой и насыщенно-голубой, до светло-синего и синего.

В мире большинство ювелиров, работающих с золотом, берут в работу уже готовый сплав – смесь из нескольких металлов, которую расплавили и сделали однородной.

Для коррекции цвета мастера иногда кроме меди и серебра в сплав с золотом добавляли свинец, олово и даже железо. Последний металл ввести в однородном виде было достаточно тяжело, т. к. благородные металлы почти в 2, а то и в 3 раза тяжелее железа, которое в расплаве всплывает и его невозможно равномерно распределить по толще основного металла.

В старинных манускриптах средневековых алхимиков, большая часть которых с трудом поддается расшифровке, криптологам удалось вычитать, что в те века умели получать голубое золото без особых проблем. Для этого сплавляли железо и золото, взяв драгоценного металла 9 частей по весу и в качестве лигатуры – лучшего губчатого железа – 3 части. Современные ювелиры, наверное, не знали каких-то заклинаний, которыми должен был сопровождаться этот процесс, потому что все их попытки создать что-то подобное не увенчались успехом. Некоторые эксперты считают, что металл по описанному процессу покрывается на короткое время тонким слоем окисной пленки, имеющей голубоватый оттенок, который за считанные недели превращается в обыкновенную ржавчину.

Проба на металле – важный показатель его качества

Каждый сплав металлов, используемых в ювелирном производстве, имеет свою пробу. Проба информирует, сколько частей основного металла содержит сплав этого состава. Например, 925 проба серебра означает, что на 1000 частей изделия из сплава этой пробы 925 частей серебра, остальное – медь и примеси, причем примеси (железо, свинец, сурьма, висмут) не могут в сумме составлять более 0,12 %.

Эти сплавы изготавливаются в виде лент, листов, проволоки, профилей, полос, литых заготовок любой формы. В процессе их производства используются такие способы металлообработки, как литье, штамповка, вытяжка, экструзия (выдавливание через фильеру), холодная и горячая деформация и т. п.

Все сплавы, используемые ювелирами, работающими в Российской Федерации, должны быть изготовлены на аффинажных заводах, и слитки промаркированы пробой металла. В том случае, когда ювелир желает изготовить и использовать в своих произведениях какой-то новый сплав, то после изготовления изделий из этого сплава, они должны быть проверены и опробованы в Пробирной Палате Российской Федерации в Москве или в одном из ее региональных отделений. При опробовании определяется, к какой из проб драгоценного метала нужно отнести этот вид сплава. Этой пробой и маркируется новое изделие из нового сплава.

Голубое золото Антониасси

В профессиональной среде ювелиров широко известен мастер из Южной Америки, аргентинец Антониасси. Он еще в ХХ веке придумал способ, позволяющий вводить в золотой расплав кобальт и получать золото голубого цвета. Но свой секрет он держит в тайне, никому не раскрывая особенности этого процесса.

В узких кругах ювелиров ходят слухи, что Антониасси получил сплав золота с индием. Но как он сделал голубое золото, состав и технологию его изготовления никому не было известно.

Конкуренты, желая все же узнать секрет сплава, нашли способ. Они потребовали от аргентинского ювелира соблюдения международных правил, по которым состав сплавленного металла должен быть обнародован.

Такая публикация нужна для подтверждения того, что пробы металла, из которого изготовлено ювелирное изделие, соответствуют действующим нормативным документам. Т. е. должен быть указан перечень компонентов и их весовое количество в слитке определенного веса. Знаменитый ювелир сделал то, что от него потребовали, и опубликовал только состав «сплава».

Результат такой публикации конкурентов вначале обрадовал, а потом озадачил – указанные количества перечисленных металлов «не желали» образовывать сплав. Как это делает креативный аргентинский ювелир по фамилии Антониасси неизвестно и сейчас. А все дело, наверное, в том, что он использует не сплав металла, а химическое соединение двух или нескольких металлов – металлид или интерметаллид.

В наши дни некоторые эксперты считают, что Антониасси использовал микродобавки кобальта.

Что такое интерметаллид?

Металловеды различают чистые металлы, сплавы, металлиды – химические соединения металлов с неметаллами, интерметаллиды – химическое соединение металлов с металлами, обычно металлов с малым удельным весом (алюминий, кальций, калий, кобальт) с «тяжелыми» металлами (свинец, олово, серебро, золото, ртуть, уран, плутоний и п. т.).

Чистые металлы и большинство сплавов характеризуются строго металлическими свойствами:

  • они хорошие проводники электрического тока;
  • имеют высокую теплопроводность, т. е. при касании кожей человек ощущает холод металла;
  • имеют высокую пластичность, хорошо прокатываются, куются, полируются, вытягиваются в проволоку и т. п.,
  • допускают многократные изгибы без разрушения и пр.

Металлиды и интерметаллиды являются химическими соединениями, т. е. не смесью двух веществ, а новым веществом – химическим соединением одного металла с другим или металла с неметаллом. Это чем-то похоже на образования соли, когда металл реагирует с кислотой. Как соли в своем большинстве кристаллические вещества, так и металлиды и интерметаллиды тоже кристаллы. Поэтому и механические свойства они имеют такие же. Т. е. они при высокой прочности, твердости и пр., в то же время хрупкие, при ударе или падении могут расколоться. Такие свойства металловеды объясняют ионной связью между атомами вещества. У металлов такая связь металлическая. Пластичностью и ковкостью они не обладают.

Но им присуще одно из замечательных свойств кристаллов – при образовании кристаллической решетки для ее выстраивания в первую очередь в работу идут атомы основного вещества – интерметаллида. Все остальные атомы – примеси других металлов и солей, находящихся в расплаве, остаются как бы «за бортом» и не участвуют в процессе образования кристалла. Они идут в дело на последней стадии или остаются вне кристалла. Таким процессом производится очистка металлов в полупроводниковой промышленности. Аналог этого процесса – в получении питьевой воды вымораживанием ее из соленой морской. При получении чистых интерметаллических соединений возможно использовать и не очень чистые (с химической точки зрения) металлы. Ведь все «загрязнения» не попадут в конечный состав «сплава».

Интерметаллиды имеют строго фиксированное соотношение компонентов, которое определяется химической формулой соединения. Поэтому изменить количественный и качественный состав этого вещества невозможно. При его получении вступит в химическую реакцию только строго определенные количества исходных компонентов, а остаток останется свободным металлом.

Какие интерметаллиды наиболее распространены в ювелирном производстве?

Большинство золотых интерметаллидов образуют такого рода соединения с металлами значительно более легкими, чем основной металл – золото.

Например, синее золото получают, сплавляя в расплавленном виде металлическое золото, хром и железо.

Интерметаллическое соединение золота и алюминия дает металл фиолетового цвета. Процентный весовой состав такого металла очень близок к 750 пробе золота, поэтому его и обозначают 750-й пробой.

Соединение золота с калием тоже дает фиолетовый цвет, но другого оттенка.

Сплав золота с индием относят к голубому золоту. Но используют его как небольшие вставки.

К большому сожалению и профессиональных ювелиров, и поклонников необычных золотых ювелирных украшений, металлиды и интерметаллиды обладают особенностями, которые не позволяют изготавливать из этих видов золота необычного цвета традиционные изделия:

  • они не так прочны, как металлические сплавы;
  • пластичность их невелика и часто совсем отсутствует;
  • недостаточная пластичность приводит к хрупкости изделия и т. п.

Но профессионалы-ювелиры сумели и из этого положения выйти победителями. Они использовали голубое золото оригинальной расцветки не как цельное изделие, а в качестве отдельных деталей голубого цвета закрепленных на основании из золота традиционных расцветок – желтого, красного, белого, розового и т. п. Также такой уникальный материал используется в виде изделий, набираемых из отдельных частей. Примером может быть наборный браслет из пластин золота разных расцветок, соединенных гибкой лентой. Или колье из деталей разных цветов и оттенков.

Иногда такие вставки из голубого или синего золота могут быть выполнены в виде «стальных бриллиантов», практиковавшихся русскими ювелирами в XVII – XIX веках.

Сякудо – темно синий сплав золота

Один из давних сплавов золота, имеющий черно-голубой цвет называется Сякудо (транслитерация – «shakudo» с японского словосочетания ??). Этот сплав состоит из небольшого количества золота (не более 9 – 10 %). В Японии времен европейских Средних Веков использовался в процессе изготовления самурайского оружия – мечей и кинжалов, под общим названием «катаны». Сплавы под этим названием с XIX века были известны европейским ювелирам и, считалось, что они японского происхождения, т. е. что открыли их японские ювелиры. Но позднейшие исследования металловедов и археологов доказали, что эти сплавы были известны еще египетским, древнегреческим и древнеримским мастерам ювелирного ремесла.

Подведя итог, можно сказать, что интерметаллиды, в т. ч. и голубое золото, это вещества со своими, необычными для металла, характеристиками. Они все активнее используются в ювелирной промышленности и становятся популярными среди обычных потребителей.

Смотрите также