Кольчужное плетение: «нишевая» техника или будущий модный тренд?
Агния Ликратова – одна из ведущих мастеров в редкой технике кольчужного плетения, автор марки LIKRATOWA и по совместительству – администратор ярмарки хенд-мейд вещей Artflection. Она первая, кто начал открыто обсуждать художественное применение кольчужного плетения. Ее сообщество объединило заинтересованных в новых подходах мастеров и вывело тему «кольчужных» изделий из узких рамок субкультур.
Мы поговорили с Агнией о том, насколько перспективны сегодня кольчужные изделия как украшения «на каждый день», кто и зачем их носит, почему много плетений – это и хорошо и плохо, а также о том, как освоить азы техники и отличить «правильное» изделие от некачественного.
Мы привыкли видеть кольчужное плетение на любителях фэнтези или людях, увлеченных историческими реконструкциями. Cлучается, что нишевые техники украшений оказываются в модных трендах – как, например, произошло со стилем трайбл. Что, по-вашему, сегодня происходит с кольчужной техникой плетения? Она скорее «узкоспециализированная», или такие изделия уже можно видеть в модных магазинах или на показах?
Кольчужное плетение поразительно универсально.
Безусловно, его любят представители субкультур. Наручи в половину руки – аксессуар мечты для металлистов и байкеров. Готам по нраву ажурный металл. У ролевиков кольчужные вещи ассоциируются с мирами Средиземья, Средневековьем и так далее. Реконструкторы обычно предпочитают какие-то сувенирные изделия, либо украшают своих девушек чем-то, что связано с их хобби. Для любителей стимпанка ценность представляют медные или латунные цепи и как украшения, и как дополнения их прихотливых костюмов.
Но при этом важно другое.
«Кольчужка» может поразительно соответствовать стилю «casual» - повседневному, рабочему, универсальному. Интересного плетения цепочка на руке, ажурные серьги из металла - неброско, но оригинально. То, что надо для офисной работы, чтобы удивить друзей и коллег постарше, но при этом оставаться в рамках приличия.
Это такая оригинальная альтернатива ювелирным украшениям - что-то более крупное, варитивное и более интересное по плетениям.
Давайте уточним определение. Что означает термин «кольчужное плетение», чем оно отличается от привычного набора ювелирных цепей - якорных, панцирных или бисмарков?
Кольчужным называют плетение из отдельных колец. На английском этому термину эквивалентны Chainmaille (применительно к разным штукам) либо Chainmail, если это именно кольчуга сама по себе.
В классическом ювелирном деле для изготовления цепей часто используются вспомогательные элементы - спиральки в плетении «роза», кольца с нахлёстами и прочие детали. Применяется пайка, а итоговый вид цепи впоследствии часто подвергается дополнительной обработке - протяжке, вальцовке или модификации граней.
В кольчужном плетении все формы, структуры и рисунки создаются только при помощи одинарных колечек.
Есть и еще одна характерная особенность. Кольчужное плетение, в отличие от плетений ювелирных цепей, идёт «и вширь, и вглубь». Оно может быть не только одномерным, как цепочка (линия), но и составлять полотно (двухмерное) и скульптурные композиции (трёхмерные).
И наконец, в кольчужном семействе придумано гораздо больше различных видов плетений, чем среди ювелирных цепей. Классификаторы насчитывают не одну тысячу, и это в каком-то смысле является проблемой: мало кто из покупателей способен сходу различить такое количество разновидностей и таким образом оценить квалификацию мастера.
Фраза «кольчужное плетение» ассоциируется с кольчугой - защитным «костюмом» для воинов. Почему для создания кольчуги применялся именно этот вид плетения?
Кольчужные плетения, например европейское и японское, действительно использовались для изготовления кольчуг.
Европейское плетение - это отличная «ткань» для создания брони. Полотно в этом плетении гибкое и сохраняет подвижность воина. При этом оно снимает часть урона – например, защищая от стрелы на излёте или от скользящего удара.
Японское плетение также использовалось для создания доспехов – кусари. Но оно было скорее декоративным из-за своей менее плотной структуры. В условиях ближнего боя японская кольчуга уступала европейской, а стрелкового оружия до контакта с Европой в Японии не было вообще.
А с какого момента и кто первый начал использовать кольчужное плетение «в мирных целях», как украшение?
По поводу перехода кольчужки в декоративную сферу вопрос очень спорный. Есть разные теории о том или ином способе «контакта жанров», но в эпоху отсутствия интернета информация о большинстве из них (как и примеры работ) не сохранилась. По сути, применение «кольчужки» для создания обычных украшений приходится переизобретать заново. Безусловное генетическое родство основных видов цепей и кольчужного плетения, использовавшегося для изготовления доспехов, становится базой для формулирования различных теорий, но стопроцентно верной нельзя на данный момент назвать ни одну.
Попробуем разобраться лучше в этом типе плетения. Как и из каких металлов обычно плетут кольчужные браслеты или колье?
Все кольчужные плетения делаются вручную. Использовать можно многие металлы, рассчитав по прочности требуемые характеристики изделия. Нужно учесть жёсткость материала, размерность колец и характеристики самого плетения.
Наиболее популярные материалы – медь, латунь, сталь, серебро. Также используется бронза, титан, ниобий, иногда золото.
А что можно изготовить из кольчужного плетения, и что нельзя?
Из «кольчужки» можно сделать что угодно, от кулонов до ворот дома! В сети есть интересные фото кольчужных шахмат, ворот дома, подсвечников, попон для лошади, скульптур и так далее – у жанра широчайшие возможности:
На что похож сам процесс вот этого вида плетения? Для неспециалиста, с чем сравнить? Вы берете колечки и как-то их связываете?
Да, начиная с одного колечка, кольца смыкаются, будучи определённым образом продеты друг в друга.
Поясню для наглядности. Представьте, что у вас есть одновременно веревка и ткань, которая может становиться прочной и неподвижной. Основа почти всех кольчужных плетений - это линия, цепь. Большую часть из них можно расширить и получить плоскость, полотно. А модифицируя параметры толщины, можно сделать полотно твёрдым и несгибаемым.
Звучит, как будто все очень просто. А насколько трудно освоить новичку профессионально этот вид плетения?
Вопрос в том, какую цель ставит перед собой человек. Понять, как смыкать кольца, чтобы получить нужный рисунок, можно за день или несколько. Этому я учу на мастер-классах, и после занятия человек усваивает один или несколько базовых плетений. А далее уже вопрос амбиций: как много плетений хочется изучить, до каких высот отточить технику.
Учитывая, что плетений трудноподсчитываемое количество, процесс обучения может длиться бесконечно!
А какие плетения самые «на слуху»?
В основном, базовые либо перекочевавшие в ювелирное дело. Европейское, японское, персидское, византийское, коробка.
Насколько я поняла, до уровня профессионального (и признанного) мастерства доходит не так много людей. Вы среди таких мастеров. А кто еще считается действительно профи в кольчужном плетении?
Из русских просто, их можно пересчитать по пальцам одной руки:
- Chainmaille My Heart в Питере,
- Света Дормидонтова (Ноябрьск),
- Катя Моргенштерн (Пермь)
- На Украине молодцы TerrasChains.
В мире вообще - безусловно, леди Корвус. Вот её профиль на фликре.
Ещё я бы назвала Джошуа Дилиберто.
Еще немного о теме мастерства. Я поняла, что в идеале, конечно, лучше покупать что-то у ведущих мастеров. Но в целом, есть ли какие-то советы, как человек (неспециалист), покупая украшение, может отличить действительно хороший уровень плетения от имитации или некачественной работы? На что нужно смотреть в первую очередь?
Материал, текучесть/плотность плетения, качество сведения колец.
Плетение должно быть плотным, но в меру текучим - должно соответствовать своему назначению. Браслеты должны гнуться по руке, например, но при этом плетение не должно рассыпаться или плющиться, теряя рисунок.
С материалом возможны две проблемы: некачественный сам по себе, или применённый не к месту. Например, слишком тонкая медь при неплотном плетении может разойтись от натяжения.
Расскажите пожалуйста немного о себе. Когда и как вы пришли к этому занятию? Кем были до того?
Студентом! Просто однажды совсем не романтично увидела в сети фото кольчужного «ошейника» и загорелась идеей. Как типичный «бедный студент», стала выяснять, как бы такое сделать бесплатно, самой. И понеслось…
А вы успели кем-то поработать, кроме работы мастером кольчужного плетения?
Мой послужной список довольно глупый: студент – копирайтер – сотрудник сигарного салона – администратор ярмарки Artflection. Параллельно с каждой из этих должностей я неизменно плела и плела. Последнее место работы, конечно же, в наибольшей степени сопрягается с моим занятием плетением – общение с творческими людьми, возможность реализации множества креативных проектов, непосредственно сама ярмарка – ярчайший опыт соприкосновения тебя и того, что ты делаешь, с другими людьми, колоссальная обратная связь.
Возвращаясь к освоению вами техники - вы увидели фото украшения в кольчужной технике, и стали выяснять как это делается. А было у кого выяснять?
Нет, только интернет.
Когда я начинала, кольчужке в России учиться было не у кого, кроме реконструкторов (а они занимаются преимущественно созданием самих кольчуг, не художественным плетением). Мне же было интереснее двигаться не в сторону историчности, а в сторону ювелирности - прихотливые рисунки, больше новых плетений.
И сколько времени понадобилось, чтобы освоить техники уже уверенно?
«Освоить уверенно» – спорный момент. На уровень качественных работ я вышла, когда смогла разобраться и позволить себе хорошие инструменты. У меня на это ушло довольно много времени, а человеку, который приходит на мастер-класс, понадобится всего пара дней для получения информации у мастера и закупки инструментов. Дальше уже оттачивание навыка и постоянный самоконтроль.
Критические для успеха факторы - это базовая «пряморукость» (мелкая моторика), плюс возможность получать информацию. Гораздо проще, вы можете спросить , просчитать и так далее.
Спрошу иначе – сколько времени вы занимаетесь созданием украшений в технике кольчужного плетения?
На данный момент пять с половиной где-то лет.
В России есть мастера, которые занимались кольчужкой в таком же подходе (художественном, не реконструкторском) и до меня. Но о них в интернете толком ничего не было известно. Я потому и не пишу о корнях кольчужки в России - не знаю, негуглимо. В итоге пробивалась я сама.
Какая-никакая кольчужная «гласность» в рунете началась с моего кольчужного сообщества. Оно было первым на тему именно художественной кольчужки. Дата его основания 2012 год, 15 января. Я его очень активно вела, выкладывала схемы плетений из англоязычного интернета, мы все это обсуждали. Постепенно подтянулись ещё люди - кому-то стало интересно попробовать, кто-то уже делал раньше, и так далее.
Сейчас у вас есть своя марка LIKRATOWA. Как люди у вас покупают изделия? В основном на маркетах и через соцсети?
Я продаю в основном через интернет и на ярмарках. Сотрудничаю также с реальным магазином «Мангазея», где находятся экспозиции нескольких ювелирных мастерских, прекрасно поладивших в одном пространстве.
Чужие интернет-магазины мне не подходят - я слишком дотошная и нервная, поэтому сама веду свои площадки. По той же причине сложно с фотографами: надо стоять над душой и постоянно поправлять вещь в кадре, заставлять менять ракурс, потом выбирать… Проще сделать самой, хотя фотосъёмку и не люблю изрядно.
То есть вы сами снимаете - это ваши снимки в соцсетях в альбомах?
Практически все - да. Иногда мне помогают со съёмкой, сотрудничаю с фотографами, но это очень небольшой процент. Я очень много делаю нового, постоянно, и такой объём отдавать на съёмку кому-то будет и накладно, и тяжело. Хотя давно хочу отснять каталог плетений, сухая съёмка без фонов и подачи, только плетения и ничего больше.
Фотографировать кольчужные вещи вообще непросто. Надо найти подход, чтобы людям не казалось, что они смотрят двести фотографий одного и того же. Ещё одна моя боль как мастера - большая часть людей не различают досконально все-все плетения. Поэтому стараюсь делать нескучную съёмку.
А в чем проблема со знанием большого количества плетений?
В кольчужке чем больше ты знаешь плетений - тем ты круче как мастер. Но выясняется, что людям надо наоборот их поменьше. Когда выбор состоит из более чем семи-десяти изделий, различие между которыми на первый взгляд не слишком очевидно, напримерм - в рисунке плетения или даже деталях этого рисунка, у человека, не знакомого с жанром, плотно и долго рябит в глазах. Для непривыкшего взгляда неясно, в чём разница. А если таких изделий двести, то ситуация выбора для клиента попросту некомфортна.
А люди называют предпочтительное плетениие, когда заказывают украшение?
Люди ориентируются во многом на дизайн, поэтому я стараюсь делать кольчужку в совмещении с дополнительными элементами декора, экспериментировать с формами, с цветами.
Может быть, в украшениях, как и в любой сфере товаров и услуг, покупатели ищут не «технику и мастерство», а решение какой-то своей проблемы?
Безусловно, так и есть. Я позиционирую кольчужное плетение как решение проблемы защищённости и скрытности. Как показывает практика чтения отзывов и разных флешмобов вроде «опиши это изделие», люди читают в ней то же самое.
Кольчужные украшения, помимо всех практических качеств, на эмоциональном уровне ассоциируются с защитой, с кусочком брони. Осязательно они как раз и напоминают текучую, гибкую броню на руке, особенно широкие варианты браслетов или массивные колье в виде полотен.
Это такой замаскированный под украшение элемент доспеха. Надевший это украшение человек наделяет его символической функцией защиты, в то время как все окружающие видят просто украшение.
Помимо этого, кольчужка очень тактильна. Разные плетения ведут себя по-разному: гибкие и плотные, с вращающимися элементами, с проминающимися, собирающимися в пружинку… «Играться» с гибкими плетениями можно бесконечно, вертеть в руках, мять, делать радужки.
А ещё кольчужка часто становится символом. Предлагая покупателю вещь определённого дизайна, я обычно рассказываю кусочек истории, привожу ассоциации к плетению, чтобы человек «узнал» в вещи себя, свои потребности, значимые для него символы. И можно носить украшение как символ того, что недоступно другим.
И последний вопрос. Что вам лично дает владение этой техникой? Иначе говоря, вы можете себе представить, что бы вы делали, если бы тогда на глаза вам не попалось та картинка с колье?
Если бы я прошла мимо, вряд ли сейчас у меня была такая жизнь. Работала бы, наверное, в офисе.
Благодаря кольчужке я смогла выстроить свою жизнь так, что она включает постоянное развитие в своей технике, общение с потрясающими творческим людьми. И любимую работу я тоже нашла благодаря ей.
Ювелирные техники и стили - наш каталог