Викторианские ювелирные украшения в эпоху романтизма и неостилей 18-19 веков

Чуть ранее мы опубликовали первую статью из цикла статей о художественных стилях и ювелирных украшениях - об исторических стилях (барокко, рококо, классицизм и ампир). Исторически, наступающему веку романтизма предшествовала эпоха классицизма (с венчающим ее ампиром) - строгий и уравновешенный буржуазный стиль. Впрочем, которому суждено было смениться на свою практически полную противоположность.

В упомянутой выше статье также приводится западная классификация ювелирных стилей. В соответствии с ней,

Эпоха романтизма - чувства, надежды, развитие

Считают, что романтизм (англ. Romanticism) пришёл из Англии (в середине 18 века именно там вышло несколько «готических романов» о Средневековье). Преддверием романтизма называют течение сентиментализм (франц. sentiment - чувство). Сентиментализм возник во второй половине 18 века как ответ чванству «цивилизации», «царства разума». Сентиментализм отражает тезис Жан-Жака Руссо: «Разум может ошибаться, чувство - никогда!». В принципе, сентиментализм не выработал собственной эстетики, но он соединил классицизм и романтизм.

Романтизм в некотором смысле- широкая река, охватившая одновременно все виды искусства и гуманитарную науку в конце 18 – и до начала 20 века.

Причины появления романтизма. Пожалуй, это реакция на результаты Великой Французской революции и рацио-рамки века Просвещения, а также на буржуазию вообще. «Романтики» выступали против удушения искусства «канонами», и против рассудочного к нему подхода, свойственного классицизму. Приверженцев «романтического» стиля интересовал фольклор, демократия средневековья и ренессанса (точнее, их сказочный элемент, карнавал, склонность к гротеску). Романтизм можно рассматривать также как общее мироощущение, преимущественно молодежное - стремление к идеалу и свободе творчества: не правда ли, современно?
Украшения романтизма носят порой сентиментальный характер.

Украшения в викторианском стиле эпохи романтизма

Поскольку художественные стили и исторические эпохи не имели резких границ, перетекая из одной в другую, иногда не очень просто разграничить ювелирные изделия принадлежностью к одному стилю.

Романтизм - это…

  • «траурные украшения» (англ. mourning jewelry) - памятные браслеты с миниатюрой в центре (сплетенные из волос любимых), или траурные кольца с вставками из гагата и оникса. Это медальоны, броши и браслеты «с секретом» - прядями возлюбленных или детей. Локоны скрывала крышка с эмблемами дружбы, любви или траура.

Мода на траурные (либо памятные) украшения вспыхнула с новой силой после смерти любимого мужа королевы Виктории, принца Альберта, и одновременно - начала Гражданской войны в Америке. Памятные украшения стали в том числе делать из разных видов чёрных материалов, таких как гагат, чёрное стекло, оникс, черная эмаль или окрашенный рог. Таким образом, пришла мода на чёрный цвет сам по себе, сохранившаяся до наших дней.

            

Больше иллюстраций «траурных украшений» можно найти в нашей статье об исторических стилях – в разделе классицизма, который предшествовал эпохе романтизма.

  • характерные для этого времени украшения из железа. После войны германские патриотки, отдавшие все свои драгоценности на борьбу с Наполеоном, украшались сталью.
  • полудрагоценные и поделочные камни (агаты, малахит, сердолик, ониксы, кораллы), которые, как и раньше, идут на «дневные» украшения. С 1860-х годов возникла мода на гранаты и бирюзу. Мелкой бирюзой «осыпали» ветки и листья драгоценностей, а крупные, чистые камни в зубчатых оправах помещали в более парадные изделия.

    

  • на бальные парюры шли самые прекрасные и яркие драгоценные камни - изумруды, рубины, сапфиры и, конечно, алмазы. Из Бразилии подоспели топазы экстра-класса, аметисты и аквамарины, которые не блёкли даже в окружении бриллиантов. Высоко ценились «русские камни» - уральские изумруды и александриты.

         
       

Вскоре бальные драгоценности украсили австралийские опалы, сапфиры Юго-Восточной Азии и пресловутые бриллианты из Южной Африки. Поражали солитеры - крупные бриллианты безупречного качества.

Но тяга к жемчугу осталась неизменной. Крупные жемчужины собирали в ожерелья и серьги, более мелкими обрамляли цветные драгоценные камни, камеи и миниатюры.

Интереснее всего изучать украшения исторических стилей, разглядывая портреты представителей соответствующей эпохи. Ниже - целая галерея образов эпохи романтизма - самых разных его периодов и течений:



Эпоха романтизма: исторические неостили в 19 веке

Парад неостилей XIX века открыла неоготика. Не заставил себя долго ждать стиль неорококо (второе рококо), это Наполеон III и Евгения 1852-1870 гг, это «стиль Луи-Филиппа» во Франции и «ранний викторианский стиль» в Англии период 1830-1840 годов. Дальше - больше: второй ампир, неоренессанс, необарокко, третье рококо, неоклассицизм… В пространной России искусство середины и второй половины XIX века назвали обобщённо - историзмом.

Неоготика пришла в Европу из Англии, где в это время романтикой Средневековья грезили писатели, художники, архитекторы… В моду вошли имитации изделий эпохи Средновековья, украшения из чугуна.

    

Неорококо выразилось в увлечении буржуазии усыпанными красивыми камнями брошами-букетами на высоких стеблях и другими украшениями эпохи рококо. Новобогатеи обращались к неорококо (и барокко), желая особо парадных, вечерних украшений, пышных брошей-склаважей, брошей-бантов.

        

Стиль неоренессанс (основателем его считают Франсуа-Дезире Фроман-Мёриса, друга Виктора Гюго) - это украшения с объёмными деталями в виде сфинксов на концах браслетов, миниатюрные фигурки-статуи на булавках для галстуков и другие изделия с рельефными деталями, ферроньерки (налобное женское украшение времён Леонардо да Винчи). Ювелиры широко использовали эмали.

     

Неогреческий стиль (конец 1860-х годов) вводит мотивы и орнамент греческих и этрусских украшений. Камеи, мозаики, гравированный меандр, акант, пальметты - вновь появились в кольцах, ожерельях, браслетах, брошах. Золотые колье и серьги дополняли подвески в виде античных амфор (актуально и поныне). Узоры из мелкой зерни (поклон искусству этрусков) украсили браслеты и медальоны.

      
    

Античные корни имеет и мотив змеи, модный в середине века. Золотые змеи в камнях, жемчугах и эмалях, а иногда и сплетённые из волоса (!), обвивали дамам руки, шею, талию.


           

Флористика и анималистика второй половины 19 века

Пресмыкающиеся «подтянули» за собою птиц, зверей и насекомых. Вообще, тема «драгоценной флористики и анималистики» солировала тогда во весь голос. Сама королева Виктория (смешав зоо-стиль с сентиментализмом) была хозяйкой ожерелья из зубов оленя, убитого супругом на охоте. Каждый зуб помечен датой, а на застежке начертано «застрелен Альбертом»). Создавая зоо-украшения (с изображениями лебедей, орлов, ящериц, всевозможных насекомых), ювелиры следовали натуре, умело подбирая колорит камней.

Наконец, светская публика выдохнула - серпентарий сменился райским садом.

    

Достижения ювелиров второй половины 19 века

Это время создания новых сплавов металлов и новых способов огранки камней; изобретено гальваническое золочение и серебрение; применяют платину и полихромное золото; возрождаются и оттачиваются технологии ювелирной эмали. Приходит механизация изготовления изделий, что ускоряет и удешевляет производство.

Луи Франсуа Картье и Фредерик Бушерон выдержали испытание временем; их имена и сегодня на слуху).
Итальянский ювелир Пио Фортунато Кастеллани раскрыл секреты тончайшей зерни и филиграни. В России в это время трудились Леопольд Зефтиген, ювелиры семьи Болин и классик историзма в ювелирном творчестве, Карл Фаберже.

Но 19 век на исходе, в последнем его двадцатилетии уже ощутимо начало модерна - нового властителя улиц и афишных тумб, интерьеров и выставочных залов.

Подробнее об особенностях викторианской эпохи и стиля романтизм можно прочитать, например, в следующих источниках:

http://lenaborodulina.livejournal.com/8703.html

http://www.beladora.com/2013/01/the-victorian-era/(на английском)  :: Ювелирные украшения в стиле барокко и рококо. Украшения в стиле классицизма и ампира :: Ювелирные украшения ар нуво (или стиля модерн) :: Ювелирные украшения ар деко (арт деко) :: Украшения в авангардных стилях - кубизм, конструктивизм, абстракционизм, футуризм и хайтек :: Украшения в стиле стимпанк :: Классика в современных ювелирных изделиях :: Геометрические украшения :: Ювелирный стиль примитивизм